Исполняя роль Гоголя — читая от автора в телевизионной постановке «Мертвые души» 1969 года, Леонид Дьячков создал редкий образ, соединяющий актёрское мастерство с глубинным пониманием литературного материала. Его манера чтения поражала точностью интонаций, эмоциональной глубиной и умением передать философскую суть произведения.
Он не просто озвучивал текст, а буквально оживлял его, проникая в суть каждого слова. В каждой паузе и полутоне звучал не только голос Гоголя, но и осмысление времени и вечности. Такое исполнение сделало этот проект одним из эталонов литературного чтения на экране, подчеркивая универсальность и актуальность «Мертвых душ» как для своего времени, так и для наших дней.
Его работа в этой постановке стала шедевром, демонстрирующим редкое сочетание интеллектуального подхода к роли и душевной искренности, внутреннего напряжения и иронии, оставаясь непревзойденным примером для актеров, работающих с классикой.
Этот проект утвердил Леонида Дьячкова как мастера литературного слова, выводя искусство чтения прозы на совершенно новый художественный уровень.